Полхов-майданская матрешка

Село Полховский Майдан

В 1667 году после подавления восстания под руководством Разина на речку Полховку прибыли ссыльные, высланные, по легенде, с Дона за участие в крестьянской войне. Они и стали основателями Полховского Майдана. Места, где в настоящее время расположено село Полховский Майдан, были когда-то богаты лесами хвойных и лиственных пород, росших по берегам речки Полховки. Неслучайно поэтому здесь так широко создавалось будное производство (поташа, дегтя). Поселения будных станов назывались «майданами», что означало освобожденное от леса место. Речка Полховка и будный стан и дали название новому поселению — Полховский Майдан. В московских архивах имеются документы о прошлом этого старинного села. В «Кратких экономических примечаниях», датированных 1782 годом, сказано, что в селе Полховский Майдан 53 двора.

Непокорные и свободолюбивые майданцы принимали активное участие в крестьянской войне под руководством Емельяна Пугачева, после подавления которой в Полховском Майдане осталось 50 мужчин и 49 женщин. Главным занятием полховцев всегда было земледелие. Земли здесь песчаные, хлеба и покосы оттого посредственные. Нужда заставила население этих мест заниматься кустарным промыслом, который базировался на токарном деле — точении изделий из дерева. Основными сельскохозяйственными орудиями являлись соха, борона; главными зерновыми культурами — рожь, просо, овес, ячмень, горох. В конце XVII — начале XVIII века в Полховском Майдане было организовано поташное производство.
В XVI—XVIII веках крестьяне платили до десяти разнообразных податей.

Административно Полховский Майдан в ХIХвеке относился к Теньгушевской волости Темниковского уезда Тамбовской губернии. В нем насчитывалось 248 дворов, где проживало 718 человек (1883 г.). Отмена крепостного права в 1861 году положительно сказалась на развитии Полховского Майдана. В конце ХIХ — начале XX века в селе было 4 мельницы (принадлежали Волкову Кузьме, Новикову Степану, Борисову Ивану); имелась просорушка и шерстобойня. К началу XX века в селе открыта земская школа. Первым учителем в ней был П. И. Никольский. Земские школы имели скудное содержание. В 1911 году школьный земский инспектор писал: «В Полховско — Майданской школе была неимоверная теснота, постоянный полумрак, никуда негодная мебель, отсутствие раздевалок, отхожих мест, помойных ям. В школе был холод, грязь, столы без скамеек, скамейки без столов…» В 1844 году в селе возведен двухпрестольный храм, который сохранился до настоящего времени.

Советская власть в Полховском Майдане установилась в марте 1918 года. Наиболее активным участником ее установления был Тимофей Юртов, командовавший ротой красноармейцев в уезде. Многие полх-майданцы принимали активное участие в гражданской войне, но были и такие, кто не хотел воевать. Вот что писала об этом уездная газета «Темниковские известия» 14 августа 1919 года: «21 июня 1919 года состоялось заседание уездной комиссии по борьбе с дезертирством. Постановили подвергнуть штрафу села и волости, где более свирепствует и упорно скрывается дезертирство: на Полховский Майдан наложить три миллиона рублей».

Новая экономическая политика способствовала дальнейшему развитию в селе кустарного промысла. В период нэпа были открыты частные мастерские, где работали наёмные рабочие. Ими производились пеналы, шкатулки, матрешки. Позднее почти все владельцы таких мастерских были раскулачены. Трудно шла коллективизация в Полховском Майдане: колхоз формировался с 1929 по 1935 год. За это время было репрессировано в селе 6 человек (среди них Новиков Степан, Ермаков Яков, Ермаков Афанасий, Зотов Василий и др.). Многие из полх-майданцев вынуждены были бежать от репрессий.

В годы Великой Отечественной войны из Полховского Майдана на фронт было взято 1200 человек, 360 из них домой не вернулись, погибнув, защищая Родину. Артель «Красная Заря» в годы войны выпускала костыли для раненых, деревянные чашки, черенки для лопат и многое другое. Электричество полх-майданцы получили поздно — только в 1962 году, а вот радио слушали с 1938 года. В 60-80-е годы Полховский Майдан продолжал расти и хорошеть. В 1980 году в селе проживало 2135 человек; почти в каждой семье имелись телевизор, холодильник, мотоцикл, не редки были и легковые автомобили. В 1991 году в совхозе работало с десяток человек, остальные были заняты подсобными промыслами. На 1 января 1994 года в Полховском Майдане проживало 1674 человека.

Формирование образа

Особенности образа этих матрешек можно понять, только узнав историю их изменений. Те матрешки, которых мы видим сейчас, в начале XXI века, слишком сильно упростились и изменили свой вид. Связано это с рядом причин, в том числе экономических, но подробнее об этом поговорим в другой статье.

Матрешка ретро, коллекционная, Полхов Майдан

В поисках образа полховцы пробовали разные приёмы. Фантазии им не занимать, особенно если учесть, что расписывают в основном женщины. Мужчины точат формы, заготовки.

Поначалу красили (как выражаются местные), масляными красками. При этом находились в постоянном поиске новых идей и образов.

Однажды майданцы узнали про выжигательный аппарат и стали активно его применять. С тех пор началась «эра обводки». Выжигать контур рисунка научились в каждом доме. Вскоре его начали заполнять краской, что вполне логично.

Прошла пара лет или чуть больше и в Майдане приходят  к выводу, что обводка — это хорошо, но выжигать её долго и переходят на работу с пером и черной тушью. Вот такая, чёрная обводка и осталась в традициях полх-майданской росписи. Правда в наши дни, наверно для скорости и простоты, часто используют черный маркер.

Самое важное событие в формировании образа матрешки в Полховском Майдане, это пожалуй появление анилиновых красителей для ткани. Эти яркие химические краски сразу стали заметны, образ наконец сформировался и стал узнаваем

Мария Аниськина, потомственная красильщица из Майдана

Технология росписи

На раскраску матрешки мастерицы тратят больше времени, нежели мужчины, заготавливающие «белье». Мастерица выбирает заготовку, на которую будут наноситься краски.

Роспись матрешки поэтапно:

  1. Если заготовка не отшлифована и не зачищена, сначала нужно выполнить эти процедуры.
  2. Далее заготовку следует покрыть слоем крахмалистого клея, ведь он, как известно, отлично удерживает гуашь.
  3. Затем мастерица наносит на матрешку контуры будущего рисунка. Как правило, первым расписывают личико игрушки. Над ним работают долго, ведь туловище расписывается быстро, как по накатанной.
  4. Фон головы и туловища отличается, но вместе цвета должны гармонировать.
  5. На переднике мастерица обычно выделяет крупные ягоды или цветы.
  6. На платке куколки появляются горошины или завитушки, а на макушке – цветок.
  7. Традиционная матрешка имела темные завитки кудрявых волос, сейчас такой элемент считается необязательным.
  8. После того, как в цвете матрешка выполнена, ее ожидает этап лакировки.

В полхов-майданской росписи матрешка привычный, но не единственный популярный сувенир. Доски, шкатулки и игрушки-тарарушки по-прежнему пользуются спросом. У тех художников, династий, которые занимаются промыслом, поэтапный план росписи изделий может немного отличаться от фабричного.

Полхов-майданская роспись, элементы которой навеяны другими русскими промыслами, не так известна, как, например, гжель и хохлома. Но любители народного творчества, этнографы любят ее не меньше. А потому промысел все еще живет, и из-под кисти мастеров 21 века выходят яркие, красочные, волшебного настроения деревянные изделия. Они украсят ваш интерьер, сделают его уютнее и прибавят ему аутентики.

Удачи в творчестве!

Презентация на тему: » Полхов- Майданская роспись. Село Полховский Майдан Нижегородская область Нижегородский край знаменит своими мастерами- городецкими, семеновскими. А полхов-майданские.» — Транскрипт:

1

Полхов- Майданская роспись

2

Село Полховский Майдан Нижегородская область Нижегородский край знаменит своими мастерами- городецкими, семеновскими. А полхов-майданские из них самые молодые. От названия села и пошло название знаменитого промысла Почти в каждой семье здесь занимаются изготовлением игрушек

3

Изделия этого промысла делятся на два вида Игрушки — тарарушки Традиционная русская посуда и шкатулки

4

Перед росписью изделия проходят специальную подготовку : Поверхность изделия тщательно шлифуют ( делают гладкой ), затем покрывают крахмальным клейстером ( чтобы краски не расплывались ) Перед росписью изделия проходят специальную подготовку : Поверхность изделия тщательно шлифуют ( делают гладкой ), затем покрывают крахмальным клейстером ( чтобы краски не расплывались )

5

Далее черной тушью (» наводят «) контур будущего узора т. е делают « НАВОДКУ » расписывают анилиновыми красками : красной, зеленой, желтой, синей. Применяя технику наложение красок слоями одна на другую ( для более усиления цвета ), и используя сочетания контрастных цветов ( красный — зеленый, желтый — синий и т. п.) художники добиваются особой яркости росписи. После этого покрывают бесцветным лаком. Далее черной тушью (» наводят «) контур будущего узора т. е делают « НАВОДКУ » расписывают анилиновыми красками : красной, зеленой, желтой, синей. Применяя технику наложение красок слоями одна на другую ( для более усиления цвета ), и используя сочетания контрастных цветов ( красный — зеленый, желтый — синий и т. п.) художники добиваются особой яркости росписи. После этого покрывают бесцветным лаком.

6

В основном используются два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент Растительный орнамент весьма устойчив – это так называемая « Роза », бутоны, ветвь из яблок или клубники с чередующимися зелеными и синими листьями Пейзажный мотив : пейзаж с домиком, церковью мельницей на берегу реки, деревья с огромными яблоками

7

Изделия носят преимущественно сувенирный характер. Среди игрушек — сувениров большое место занимает полхов — майданская матрешка.

8

Эту матрешку можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, они как будто спрятаны под фартук. Лицо обрамляют кудри. Нет линии сарафана и привычного платка с узелком, на голове «полушалок» спадающий на плечи с крупным цветком. Роспись условного фартука заключена в овал спускающийся от лица.

9

Мастера выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья в черном контуре сплошным ковром закрыли ее фигурку спереди

Цвета

Яркие, нарядные, праздничные – так можно назвать цвета на похловских изделиях. Они воспевают жизнь, ее цветение, красоту каждого дня, саму радость жить и все это созерцать. Такая философия традиционна для русского творчества, она же является гимном народу, крестьянам и ремесленникам.

Радости в их реальной жизни было не так много, иногда ее «черпали по дну». Суровый труд, тяготы, лишения мало кого обошли стороной. Но даже в таких условия люди замечали, как блестит на солнце первая ягодка землянички, как красуется в палисаднике нарядный мак, как приносят весну пестрые пташки. Потому появляется и на полховских токарных заготовках насыщенный зеленый, жизнелюбивый желтый, жгучий оранжевый, манящий розовый и фиолетовый цвета.

Традиционно цвет на изделия появлялся только с помощью анилиновых красок. И наносили их на поверхность в определенном порядке: сначала желтую, которую потом перекроют алой – так и выйдет ярко-красный цвет. Или желтую, которую перекрывают синей – и вот листики стали ярко-зелеными. А отличительной чертой, завершением цветового оформления считается черный контур элементов.

О том, какие цвета традиционно используются в городецкой росписи, вы узнаете из статьи: «Что такое городецкая роспись: история, виды, описание, особенности росписи для детей».

История появления и развитие полхово-майданской росписи

Село Полховский Майдан находится на Нижегородчине. В лесной, удаленной от железнодорожного сообщения местности в середине 19 местное население стало производить токарную некрашеную деревянную посуду. Интересное наблюдение сделали эксперты: ремесла, по их мнению, активно развиваются близ монастырей. А Полховский Майдан находится недалеко от знаменитого Дивеева монастыря.

Надо сказать, что раньше монастыри не были центрами сугубо духовной жизни. Крепостные сбегали от хозяев, оседали у монастырей и получали там заказы на деревянную посуду. Можно сказать, они и работу себе находили (монастырь выступал заказчиком), и защиту в лице настоятелей.

Но история возникновения именно полхово-майданской росписи по-настоящему начинается лишь в 20 столетии. В 20-е годы промысел поджидал кризис. Власть перешла к Советам, мастеров-токарей отправляли на работу в колхозы, давали огромные участки под огороды, устраивали настоящие кордоны и, что еще хуже, не принимали их ремесленную продукцию на реализацию.

В это время образуются основные приемы росписи. Получается, что развитию полховской росписи поспособствовал кризис. В 60-е годы прошлого века артель стала Полхов-Майданской фабрикой игрушек. Еще через десятилетие в райцентре Вознесенское появляется производственно-художественное объединение «Полхов-Майданская роспись».

Сегодня промысел живет, в основном, за счет семейной организации производственного процесса. Мужчины изготавливают токарное «белье», а женщины расписывают заготовки. И такие работы могут быть более востребованы, так как однообразие и шаблонность творчеству мастеров-кустарей присуща гораздо меньше, нежели фабричной продукции.

Из данного видео-ролика вы узнаете, чем живет Полховский Майдан сегодня.

Особенности росписи матрешки

Татьяна Семенова, Сергей и Наталья Квач – этим людям мы обязаны той широкой информацией, которая хранит историю полхово-майданской росписи. Этнографы изучали путь народного искусства. Они установили, что в 20-х годах прошлого столетия матрешка, приобретенная на ярмарке в Сергиевом Посаде, попала в Мериново. Это нижегородское село. А мериновская продукция была очень известной, и уже она попадала на ярмарки, где бывали и полхово-майдановские мастера.

И вот строгать и красить матрешек начали мериновцы, потом подхватили традицию мастера Семенова, и дошла она, наконец, до Полховского Майдана. И, безусловно, местные творцы решили отличиться. Работали правила торговли уже тогда: продукцию нужно было сделать заметной, отличающейся от конкурентов, как следствие, более покупаемой.

Догм и правил местные мастера не устанавливали. Полховский Майдан роспись придумал интуитивно, ориентируясь на желание сделать красиво и чуть иначе, чем у других. Революционным моментом можно считать выжигательный аппарат, узнав о существовании которого, мастера решили сделать контур рисунка. А вскоре этот контур они начали заполнять краской – такая техника прижилась.

Потом художники решили, что выжигать – дело хлопотное, и обводка стала выполняться пером и черной тушью. И такой способ стал традиционным. Сегодня отдельные художники и вовсе используют специальный маркер. Развитие промысла стало возможным и благодаря появлению анилиновых красителей. Эти химические краски отличала особая яркость. Так, яркая картинка с тонкой черной обводкой и стала визитной карточкой росписи Полховского Майдана.

Классическое изображение полховской матрешки

Описание матрешки:

  • стройная, вытянутая по форме;
  • плоская голова с резким расширением шеи при переходе в тулово;
  • яркие цветы на сарафане;
  • на макушке крупный цвет с тремя лепестками;
  • большие темные глаза, длинные ресницы, пробор на бок.

Такая матрешка быстро полюбилась покупателям.

Мотивы и орнаменты

Основные мотивы росписи – птицы, животные, цветы (мак, роза, ромашка, тюльпан, шиповник). Сюжетная роспись тоже встречается, в основном мастера изображают сельский пейзаж: река, домики, мельница на берегу и церквушка. И обязательно венчает и умиротворяет этот пейзаж красная заря.

Узнают полхово-майдановскую роспись по красным цветкам, крупным, ярким, еще не распустившимся. Это не единственный сюжет, но он в большей степени ассоциируется с промыслом.

Полхов Майдан – роспись и ее уникальные черты:

  • в выборе цветов доминирует следующее сочетание – желтый плюс темно-синий, зеленый и холодный красный;
  • самый распространенный цветок росписи – роза, она предстает на изделиях в разных вариациях;
  • приоритетный фон для орнамента – желтый, рисунок имеет черный, четко очерченный контур.

Узнаваемая продукция полхово-майданского творчества – игрушки-тарарушки: матрешки, свистульки в виде пташек, лошадки, грибы-копилки, коробочки-яблочки и балалайки. «Взрослый» ассортимент представляет традиционная русская посуда – чаши, солонки, сахарницы. Занимаются местные мастера и расписными пасхальными яйцами. Таким образом, полховские узоры активно появляются в быту и украшают его.

Особенности образа

Описание образа начнём с формы. Она вытянута, стройна. Голова плоская, шея довольно резко расширяется при переходе в тулово. Такой полховская матрешка оставалась довольно долго. Это сейчас токари стали упрощать себе задачу, не придавая особого значения соблюдению традиций и матрёшки получаются округлыми и более приземистыми.

Матрешка 7-ми местная. Автор формы: Масягин И. И., Автор наводки и росписи: Сергейчик М. Ф и майданские игрушки

Типичный образ полховской матрёшки — это яркие цветы красного шиповника или розы, на сарафане. Голова покрыта платком. У более старых матрешек рук не видно, платок не завязан, а спускается по обе стороны как покрывало.

На макушке обязательно крупный цветок из трёх лепестков. В наше время волосы могут быть любого реального цвета, а прежде была традиция рисовать чёрные кудряшки из-под платка. В дополнение узор украшают тычками.

Основные цвета матрёшки, как и других полх-майданских тарарушек — это цвета анилиновых водных краситеолей для ткани: синий, фиолетовый, красный, жёлтый, зелёный. И при этом, ставшая уже неотъемлемой, обводка чёрной тушью с помощью канцелярского пера.

Матрешки полх-майданские, ретро, 1990-е гг

Всегда очень яркие, эти матрёшки быстро стали узнаваемы и любимы. Продавались они на рынках в больших и малых городах, пока не произошли изменения в государстве в 1990-е годы.

Майданцы, которые привыкли жить за счет именно игрушечного промысла, снова стали искать новые образы, подстраиваться под спрос и рынок. А рынок изменился, матрёшек стали покупать иностранцы…

Появились акриловые краски, гуашь. Они проще в применении и матрёшка стала менять свой облик очень сильно. К тому же, появились «перекупщики», которые настаивают, чтобы было «побольше и подешевле» и майданские матрёшки стали просты, утеряли свой особый колорит, а большинство красильщиц забыли, утратили истоки образа.

Но есть и те, кто старается традиции продолжать. В Вознесенском районе работает фабрика, где расписывают матрёшек анилиновыми красками, как прежде. Есть немного частных художников, соблюдающих традиции.

Образцы матрешек 1980-90-х гг. Полховский Майдан.

Стоит только увидеть, почувствовать прелесть той, прежней росписи, узнать и понять, почему она сформировалась именно такой, и обязательно найдутся понимающие художники, вернее красильщики и не дадут утратиться народной красоте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector