Все тонкости и секреты геометрической резьбы по дереву: техника, орнаменты и эскизы, практический урок резьбы

Классификация видов резьбы

Наравне с керамикой дерево всегда было одним из основных источников надёжного материала для бытовых нужд человека. Деревянная посуда и орудия труда до сих пор востребованы в повседневной жизни. Опытные домохозяйки стараются окружить себя не только удобной, но и красивой посудой. Замысловатые узоры и украшения до сих пор не теряют популярности.

Основные направления

Начинать лучше всего с азов. Вот основные виды деревянного резного творчества:

  • Скульптура. Фигурки из древесины есть в большинстве музеев художественного прикладного искусства. Это разные зверушки, игрушки, бытовые сценки и многое другое. Очень популярны резные маски из твёрдых пород в Африке и на других континентах.
  • Токарная резьба. Точённые из древесины предметы давно стали неотъемлемой частью культуры многих народов. Матрёшка часто ассоциируется с Россией, как чёрные шаманские маски с Африкой. Посуда, кубки, подсвечники, детали мебели — это далеко не полный перечень применения токарных изделий.
  • Рельефная. Один из самых распространённых видов этого искусства. Резчики любят этот приём из-за больших возможностей и многочисленной вариативности применения.
  • Геометрическая. Самый простой вид деревянного искусства. Именно с него чаще всего начинают обучение вырезанию по дереву. Начинающих мастеров привлекают простота этого вида и многократное повторение элементов, что позволяет натренировать специфические навыки и терпение.
  • Ажурная. Простой лобзик в руках мастера становится волшебной палочкой. С его помощью такие умельцы делают удивительные произведения. Очень востребован этот вид искусства был в архитектуре позапрошлого и прошлого века. До сих пор в старых селениях можно встретить резные карнизы и ставни окон.

Особенности применения в интерьере

Мебель и предметы интерьера, выполненные в подобной технике, чаще всего используют в классических стилях (барокко, ампир, викторианский), добавляя помещениям пышности, торжества и особого шарма.

Интерьеры в этно стилях (африканском, японском, марокканском) требуют индивидуальной техники и шаблонов для резьбы, которые идеально подчеркнут национальные особенности.

Декоративная обработка дерева используется для отделки любых элементов:

перила – балюстрады, резные изящные балясины и поручни из рельефной древесины придадут интерьеру индивидуальности и благородной роскоши; 

резные пилястры и колонны – в древности выступали в качестве стержневых деталей сооружений, поддерживающих верхние конструкции. Сегодня это впечатляющий декор для помещений;

деревянные консоли – используются для декора стен и потолка. Как вариант, могут применяться в отделке мебели и дверей;

деревянные резные розетки, с помощью которых удобно и практично стыковать наличники. Помимо этого, такими розетками украшают камины, двери, кессоные потолки;

наличники из резного дерева – превосходный элемент декора не только оконных и дверных проемов, но и зеркал, настенных панно. Яркий пример использования – рамы для картин, которые являются незаменимым элементом интерьера в викторианском стиле;

резные деревянные багеты – промежуточная деталь между потолком и стеной. Подобные багеты смотрятся намного богаче и благороднее полиуретановых аналогов;

  • резные деревянные карнизы – придают интерьеру стилистическую и эстетическую завершенность;
  • резные деревянные фризы – применяют в декорировании предметов мебели и для узорной окантовки потолков и стен;

резные деревянные уголки – станут изюминкой помещения, добавят ему эксклюзивности и шарма.

Больше примеров сувениров и поделок из резного дерева представлены на следующих фото.

Искусство резьбы по дереву – прекрасный способ сотворить нечто особенное в вашем доме. Ведь данная техника позволяет не только создавать потрясающие эксклюзивные сувенирные предметы, но и применять ее в декоративном оформлении мебели в классических интерьерах.

Конструкция

Производители постоянно совершенствуют модельный ряд метчиков, оптимизируя их геометрию под новые материалы и условия обработки. Но базовая стержневидная конструкция остается неизменной. На фото метчиков можно разглядеть ряд типовых решений, среди которых хвостовик, рабочая часть, канавки.

Каждый из них имеет свое назначение:

Канавки образуют режущие кромки, отводят стружку, облегчают подвод СОЖ. Они ориентированы прямолинейно или по винтовой линии. Метчики с левонаправленными винтовыми углублениями применяют при резьбообразовании напроход. Глухие отверстия получают правосторонними винтами. Число канавок варьируется в диапазоне 2-6 шт.

Калибрующий участок направляет метчик, предотвращает разбивание отверстия и зачищает резьбу. Для уменьшения трения выполнен с обратным занижением диаметра до 0,1 мм.

LiveInternetLiveInternet

Кронид Александрович Гоголев — известный резчик по дереву, а также мастер рельефной резьбы по дереву.

Работы Гоголева посвящены в основном русскому северу, северной природе, народному быту. Кроме сказочных сюжетов, у художника много работ посвящённых Сортавале, Петрозаводску, Валааму, есть также и библейские сюжеты (работа — «Тайная Вечеря»).

Кронид Александрович родился 13 июля 1926 года в Новгородской губернии. Отец, бывший священник, дал ему редкое имя Кронид. Совсем еще мальчишкой в шестнадцать лет он ушел на фронт. Принимал участие в боях за освобождение Ленинградской области, Эстонии, Польши, Восточной Пруссии. Дошел до Германии. Получил ранение, контузию. Был награжден многими боевыми наградами. Демобилизовался в 1950. Через три года поступил в Ленинградское художественно-графическое педагогическое училище. Получив хорошую педагогическую подготовку, он уехал по приглашению в Карелию. В поселке Кестеньга проработал четыре года. В 1961 переехал в город Сортавала. Одновременно преподавал в школе и студии самодеятельных художников , работал художником-оформителем, а так же заочно учился на художественно-графическом факультете университета имени Герцена. В сентябре1967 года Гоголев организовал детскую художественную школу, прославившую Сортавала и своего талантливого директора на всю страну. 20 лет Кронид Александрович отдал этой школе.

В 1984 году в Москве прошли две его персональные выставки. И о Гоголеве заговорили. «Это открытие! Это возрождение утерянных достижений русской школы резьбы по дереву, но на новом уровне!», – таково было мнение специалистов. И вскоре Кронид Александрович стал членом Союза художников СССР. С тех пор его произведения можно увидеть на выставках не только в России, но и за рубежом.

Работы Кронида Гоголева объединяет особое трепетное отношение ко всему, что создано природой. И в тоже время в каждой из работ, созданных мастером, есть свои уникальные особенности. Он умеет виртуозно использовать пластику, фактуру, теплоту дерева, умеет выделить в глубоких многослойных рельефах из липы или ольхи могучую природную силу. Как правило, резная композиция выполнялась художником на специально подготовленном липовом щите, в монолитной технике — без применение клееных деталей. Большую работу художник проводил с оттенками дерева, в частности, добиваясь необходимого впечатления для работ, посвящённых зимнему времени.

Кажется, что его картины, вырезанные из дерева, «звучат». В них можно услышать неторопливую речь людей, сказочных персонажей, наблюдать за умиротворенным плеском волн, шумом ветра в парусах рыбацких лодок, чувствовать аромат соснового леса

В его работах передается тесная связь человека с природой, внимание к каждой детали. Художник открывает нам духовный облик северных жителей, тонкое понимание деревенской и городской жизни в провинции

Кронид Александрович стремится передать свои чувства, создавая широкие, незамкнутые, многосоставные композиции, которые подчеркивают глубину и важность каждого мгновения жизни человека. Многим дано познать мир в чувствах, но не многим удается воссоздать его в творчестве

Дерево в его руках поет просто, искренне, задушевно, от всего сердца.

Вырезанные из дерева картины посвящены Карелии, есть картины-иллюстрации к карельскому эпосу «Калевала». Многие работы мастера посвящены народному быту северной деревни с его своеобразной красотой и мудрым жизненным укладом, со сложившимися многовековыми традициями и простыми, будничными делами. Вырезает художник и фигурки сказочных персонажей, и предметы быта – светильники, подсвечники, оправы для часов. Для сюжетов своих работ он часто выбирает виды городов и местностей (иногда вымышленных).

У Кронида Александровича Гоголева много наград и мирного времени. Он Кавалер ордена «Знак почёта», ордена Дружбы народов, ордена Святого благоверного князя Даниила Московского.

Оборудование рабочего места

Решившиеся на освоение нового дела обычно начинают с приготовлений всего, что понадобится для работы. Новичок должен знать, что без основательной подготовки процесс обучения обречён на неудачу. Научиться резьбе по дереву можно, приложив много стараний. Вот что понадобится для комфортной работы:

Верстак. Основное рабочее место. Это может быть крепкий стол, но специальный верстак намного лучше. На нём есть всё необходимое, что может значительно облегчить процесс обучения.
Освещение. Работа резчика очень кропотливая, поэтому необходимо хорошее освещение. Лучше всего — солнечный свет, в вечернее время — электрические лампочки достаточной мощности.
Вентиляция. Работа с деревом связана с наличием стружки, а при шлифовании — это мелкая пыль. Чтобы не дышать загрязнённым воздухом, нужна хорошая вентиляция.
Инструменты. По дереву режут специальными резцами из высококачественной стали

Выбору инструмента уделяется особое внимание. От него зависит не только качество работ, но и здоровье резчика

Пораниться некачественным инструментом намного проще, чем надёжным и проверенным.

Многие мастера делают резцы для работ самостоятельно или заказывают их у проверенных производителей. Сегодня в розничной торговле встречаются разные наборы для резьбы по дереву

Однако качество таких инструментов часто далеко от идеала, поэтому важно отнестись к выбору инструмента со всей серьёзностью

Рукоделие Карвинг

При выборе учитывается также вид творчества, который решено освоить. Для выжигания будет нужен специальный прибор. Для рельефной и скульптурной вырезки понадобятся большие резцы. Многие из них должны иметь разную конфигурацию и длину лезвия. Для геометрических орнаментов обычно используют маленькие резцы разной толщины и формы цевья.

Какой бы вид ни было решено начать осваивать, стоит познакомиться с основными формами резцов:

  • Прямые стамески. Для вырезания прямых линий и выборки фона.
  • Косые резцы. Для прорезки угловых орнаментов.
  • Полукруглые стамески. Для работ с овальными элементами.
  • Трёхгранники. Для прорезания трёхгранных канавок.
  • Клюкорезы. Для выборки овальных канавок разной глубины и конфигурации.

Техника выполнения работы

Объемная резьба по дереву (фото работ представлены в статье) выполняется так:

  1. В первую очередь на брус наносят контуры будущего изделия и вырубают ненужные части. Делают это с помощью стамески, затем ею же прорабатывают основные очертания фигуры.
  2. После этого приступают к работе ножом и рашпилями разных размеров, придавая более плавные очертания. Действия при этом осторожные и мягкие, состругивается тончайший слой древесины. Скульптура как бы расписывается режущим инструментом, оставляющим на ней бороздки. Линии имитируют черты лица человека, перья птиц, шкуру животного, конскую гриву, прожилки на растениях и другие элементы.
  3. Все срезы делаются мелкими, обрабатывая поверхность со всех сторон. Если в скульптуре планируется сделать отверстия, их прорезают на завершающем этапе.
  4. Твердую и сухую древесину в процессе резки желательно смачивать.
  5. Готовое изделие мастер шлифует шкуркой или оставляет в неизменном виде.
  6. Затем его оставляют просушиться. В случае образования трещин, их заполняют клиньями с учетом направления древесных волокон.

Размеры метчиков или что учесть при работе?

Работа, которую выполняют данные инструменты, может быть серийной, поэтому большинство приспособлений – это метчики машинно-ручные, то есть ими можно пользоваться и на станках, и в домашнем хозяйстве. Причем несложно догадаться, что с таким объемом работ может справиться только очень крепкий материал, поэтому изготавливают их из твердых сплавов, чтобы износ был минимальным, либо быстрорежущих сталей, чтобы процесс происходит быстрее и легче.

Чтобы получить качественную нарезку, желательно подбирать размеры метчиков под отверстие. Если предстоит создавать резьбу большого диаметра, то для лучшего эффекта последовательно нужно использовать несколько размеров, чаще всего хватает двух-трех. Если вы обрабатываете мягкий материал, то придется «растянуть» удовольствие от работы на пять метчиков. Когда отверстия вовсе нет, сначала используется сверло, метчик вступает в игру уже позже. Причем для металлических заготовок сверло тоже должно быть довольно крепким.

Не стоит путать метчики для сквозных и глухих отверстий, потому что при неверном выборе деталь отправится в брак

Также при нежелании использовать универсальный резьбовой инструмент, приобретая машинный или ручной метчик, обращайте внимание на хвостовик, подойдет ли он для вашего крепления. Иногда стружечный вариант образования резьбы не подходит, тогда можно использовать накатывание, где формируются канавки, вследствие пластических деформаций

Для этого также необходим особый метчик.

Виды инструмента

Стамеска по дереву в разных вариантах исполнения помогает мастеру обрабатывать деревянные заготовки, декорировать изделия. Для этих целей берут инструменты с разной формой лезвия. Виды стамесок для резьбы по дереву:

  • Прямой нож-стамеска подходит для обработки деревянных заготовок и резки простых углублений.
  • Косая стамеска оснащена скошенным под углом 45 лезвием. Его используют для вырезания продольных канавок и первичной обработки заготовок.
  • Угловая стамеска выглядит как 2 сомкнутые плоскости лезвия под разным углом, такую используют для вырезания V-образных выемок. Чем острее (меньше) угол резака, тем глубже получается выемка.
  • Полукруглые стамески для резьбы по дереву являются одной из основных разновидностей инструмента. Это полукруглые изделия, предназначенные для подготовки материала и вырезания орнаментов разной сложности, нанесения засечек. Выделяют круглые, средние, отлогие.
  • Клюкарза напоминает полукруглую стамеску с тем лишь отличием, что её рабочая часть закруглена не только по торцу лезвия, но и по стержню. Это способствует более четкому движению инструмента по деревянной заготовке. В свою очередь клюкарзы могут иметь закругленную, угольную, прямую торцевую режущую часть.
  • Цезарики – те же полукруглые стамески, но с узкой рабочей частью, всего до 3-х мм в ширину. Предназначены для резки тонких канавок и проработки мельчайших фигурных орнаментов.
  • Штихели с грибовидной рукояткой и косым резцом используют преимущественно для вырезания канавок. Причем, чем больше прилагаемое усилие мастера, тем четче и глубже получается резьба.
  • Клёпики – мини-стамески по дереву с тонкой заточкой узкого лезвия в виде острого листочка. Приспособлением пользуются в тех случаях, когда инструмент обычного размера не может нанести рисунок с нужной точностью.
  • Ноготок – тоже разновидность мини стамески для резки тонких фрагментов, но более округлых – узкий торец имеет закругление.
  • Обратные стамески и клюкарзы оснащены выпуклой наружу выемкой для создания выступающего рисунка над плоскостью основного полотна.

Представленные виды в разных количествах используются мастерами. Их модификации тоже могут быть разными: плоская может быть широкой или узкой, угловая – широкоугольной или узкоугольной, изгиб круглой приплюснутым или радиальным. Готовые наборы содержат инструменты в разных комплектациях, не всегда полных или нужных конкретному мастеру. Поэтому многие столяры и плотники предпочитают сделать стамески для резьбы по дереву своими руками. Качество работы такими приспособлениями ничуть не отличается от применения заводского инструмента.

Применение для резьбы по дереву

Как работать с этим инструментом должен знать любой профессионал деревянного дела.

Широкая стамеска с прямой формой лезвия подходит для первичной обработки деревянной заготовки. С ее помощью снимают грубые волокна, сучки, прочие неровности. Инструмент можно использовать в качестве долота для выбивания отверстий с применением ударных импульсов.

Приспособлением снимают фаски, торцы узких кромок, обрабатывают выемки.

Инструмент универсален в применении: его можно держать под прямым или острым углом в зависимости от желаемого эффекта. Линии проводят от руки или по линейке, для этого лучше использовать металлическую.

Фигурные стамески используют по мере необходимости аналогичным образом: к рабочей поверхности приставляют инструмент и нажимными движениями удаляют излишки дерева. Ударная сила позволит получить глубокие вырезы и четкие формы.

Меры предосторожности при работе

Перед тем как начать знакомство с резьбой по дереву, нужно узнать о правилах безопасности. Весь инструмент очень острый. Им легко пораниться, иногда можно получить настолько серьёзную травму, что в итоге всё закончится инвалидностью.

Что необходимо предпринять, чтобы снизить эти риски:

Установить столешницу надёжно и крепко. Стол не должен качаться из стороны в сторону и ёрзать по полу.
Заготовки следует крепить к столу специальными инструментами – струбцинами. Только они способны надёжно зафиксировать деталь. Любые другие подручные материалы не подходят для этой цели.
Лампы и светильники не должны слепить резчика. Их нужно разместить так, чтобы столешница была хорошо освещена, а от мастера не падала тень.
Затачивая стамески и ножи нужно надевать перчатки и защитные очки. Мелкая стружка может попасть в глаз, а лезвие ножа может случайно соскользнуть со станка и поранить руки.
Качество заточки любых инструментов нужно проверять на специальном бруске, а не пальцами.
Во время работы режущими инструментами и следует держать в направлении от себя, а также следить, чтобы вторая рука находилась на безопасном расстоянии от ножа.
На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
После каждого этапа резки со стола нужно убирать стружку, используя специальные щётки. Если мусора накопится слишком много, то под ним может потеряться острый инструмент, и при уборке он воткнётся в руку.
У всех ножей и стамесок должно быть место. Опытные мастера рекомендуют поставить на стол банку, в которую резчик будет убирать инструменты и доставать при необходимости

Когда работа буде завершена, все принадлежности нужно разложить на места для постоянного хранения.
Используя электрические приборы, важно следить, чтобы шнур не запутывался и не перекручивался.
Нельзя включать сразу несколько приборов в розетку. Множество проводов на полу могут переплестись между собой

Об них моно запнуться и упасть.

Часто для работы используется мастика из воска. Её следует греть электрической плите, но не на открытом огне.

В мастерской всегда должны быть бинты, вата и дезинфицирующие растворы для кожи. Даже профессиональные мастера не застрахованы от случайных травм. Раны нужно обработать как можно быстрее. Если повреждение серьёзное, то следует отложить работу до полного выздоровления.

Основные узоры

Существует несколько основных видов геометрических узоров, которые используются при резьбе по дереву. К ним относятся сколышки, ромбики, витейки, пирамидки, звездочки, квадратики и розетки. Изучив особенности создания каждого из этих орнаментов, мастер может самостоятельно их соединять между собой, делая оригинальные и уникальные в своем роде работы.

Сколышки

Первоначально нужно надавить на резак таким образом, чтобы он углубился в древесину на несколько миллиметров. После этого следует опустить лезвие под углом таким образом, чтобы оно пересекло линию бокового ножа в соответствии со сделанной ранее разметкой. Аналогичным образом нужно осуществить накол и с другой стороны.

Подрезка происходит следующим образом:

  1. Режущая часть ножа должна быть приложена к левой стороне треугольника. Своим скосом она должна быть соединена с вершиной фигуры.
  2. Ручку ножа нужно отвести назад. При этом необходимо соблюдать параллель между правой стороной орнамента и лезвием.
  3. В конце следует надавить на нож, возвращая кисть в ее первоначальное положение. В конце носик ножа должен оказаться на вершине. В свою очередь режущая часть получится на правой стороне треугольника.

Так как подрезанный треугольник в итоге самостоятельно должен отколоться, полученный в результате этих действий узор называют сколышком.

Ромбик

Справка. Технология создания ромбов на заготовка такая же, как и сколышек. Сначала нужно вырезать верхний ряд, потом – повернуть доску и приступить к нижней части фигуры.

Витейка

Еще одной разновидностью сколышек является витейка. Она получается вследствие смещения двух треугольников в стороны друг от друга.

Таким образом, сделав множество витеек, можно в итоге получить извилистую дорожку на своей заготовке. Для этого первоначально нужно вырезать нижние треугольники, отколоть их, повернуть доску и приступить к созданию верхнего ряда. После этого посередине останется так называемая змейка.

Пирамида

В центре между тремя треугольниками находится точка соприкосновения углов. Именно поэтому, осуществляя резку, нужно следить, чтобы режущая поверхность ножа всегда находился одним своим концом сугубо посередине. Подрезка должна осуществляться по направлению слоя древесины.

Звездочка

Для вырезания звездочки нужно сделать четыре последовательных друг за другом треугольники на заготовке таким же образом, как было описано выше.

Квадраты

В отличии от всех предыдущих орнаментов, создание квадратов требует использования другой методики, которая называется соломка. Узор может быть как каемкой всей работы, так и частью более значительного элемента рисунка.

Создание квадрата происходит следующим образом:

  1. Отступив от разметки 1 миллиметр, нужно под углом 45 градусов углубить нож в заготовку на 2 или 3 миллиметра. Таким образом нужно сделать надрез вдоль линии.
  2. С левой стороны полосы необходимо выполнить такие же действия в зеркальном отражении.
  3. В начале и конце линии нужно сделать прокол, держа нож вертикально к заготовке.

В конце от древесины должен отпасть кусочек в виде соломки. Если аналогичным образом обработать все линии квадрата, можно получить интересный узор.

Розетка

Розетка представляет собой самый сложный орнамент при осуществлении геометрической резьбы по дереву. Для ее создания понадобится циркуль. С его помощью нужно начертить круг большого диаметра. После этого нужно сделать другой – на 5 миллиметров меньше предыдущего. Дальше следует поделить круги на 16 ровных частей.

Как только вышеперечисленные действия будут сделаны, нужно отметить точки посередине каждого отрезка на малом круге. С этих мест следует провести по линии к ближайшим по каждую сторону точкам большого круга.

В конце, имея разметку, остается вырезать и отколоть треугольники в соответствии с техникой, описанной выше.

Методики обработки

Сегодня распространенными видами резьбы считают такие, как плоскорельефная (плоская) и рельефная резьба, также часто прибегают к использованию выемочной или геометрической техники, которые отлично подходят для оформления интерьеров. С их помощью часто создают накладной декор. Прорезная (сквозная), а также контурная резьба — довольно популярные в декоративных работах по отделке экстерьеров.

Одним из наиболее художественных видов резьбы считают объемную, которая имеет много общего со скульптурой. Рисунки и узоры для этих техник могут создаваться по-разному. Чаще используют узоры, имеющие сквозной или плоский характер, хотя иногда их делают рельефными и объемными

Методики различают по величине узоров — стоит различать мелкоузорные и крупноузорные рисунки. Что примечательно, чем меньше узоры, тем больше времени требуется для их создания как на бумаге, так и на деревянной поверхности. Увеличивается и стоимость такой работы.

Популярный плосковыемчатый (геометрический) узор имеет довольно неглубокий рельеф, а детали такого узора располагаются в одной плоскости. Определяют некоторые направления этой техники: контурную, скобчатую и трехгранную. Именно с нее начинают свое изучение резьбы новички, а необходимыми для исполнения техники инструменты — это доска, косой нож, карандаш и линейка, а также типичные эскизы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector